Традиции у татар важнее, чем любовь

У представителей этого народа можно многому поучиться: уважению к старшим, искренней любви к своему языку и культуре и умению готовить вкуснейший чак-чак. Журналист «Вечерки» побывал в гостях у одной из самых ярких татарских семей Волжского – Бальбековых.

Финики для благостной жизни

Татары осели на территории Волгоградской области в XIX веке. Причем в ряде татарских аулов региона считается, что они вернулись на места, покинутые их предками, поскольку здесь располагались города Золотой Орды. Сегодня в регионе проживает свыше 24 тыс. татар, большая часть – около 10 тыс. – в областном центре, еще 2,5 тыс. – в Волжском.

Вся жизнь татар от рождения до смерти подчинена традициям.

– На седьмой день после рождения ребенка ему обривают голову, режут за него жертвенное животное (за девочку одного барана, за мальчика – двух) и проводят обряд имянаречения, – рассказывает Кадрия Бальбекова. – Мулла читает молитву, потом произносит его божественное имя, наклонившись к ушку ребенка, чтобы не услышали злые духи. Имя должно быть доброе и красивое по смыслу, чтобы судьба была хорошая. После чего нёбо малыша смазывают фиником – он считается священным фруктом. Вообще, чтобы жизнь была благостной, каждое утро нужно съедать по семь фиников.

Обряд имянаречения «бябяй туе» продолжается трапезой. Раньше рождение ребенка отмечалось пышно, как свадьба, в гости приглашали всю деревню. Родителям и ребенку дарились дорогие подарки. Сегодня имянаречение празднуют в тесном семейном кругу. На праздничном столе обязательно должны быть суп-лякша (лапша) с халяльной бараниной или говядиной, картошка с мясом и луком, кэекча (хворост), пярямячи (открытые пирожки с мясом), бялеши (пироги с разной начинкой) и конечно же медовый чак-чак.

62-летняя Кадрия Бальбекова присутствовала на множестве таких обрядов. Она – абыстай в третьем поколении. Считается, что феномен абыстай присущ только татарскому народу. Раньше так называли супругу муллы, которая учила девочек основам ислама. Но позже начали называть и тех женщин, которые обучали девушек и детей основам ислама и Корану, правилам чтения намаза и при отсутствии муллы совершали различные религиозные обряды.

Выбрать не человека, а семью

У татар родители и старшие родственники до сих пор имеют большое влияние на жизнь молодых. Именно они подбирают пару для молодого человека. Так, невесту для Рафика, сына Кадрии Бальбековой, приглядела бабушка. 26-летняя Юля произвела впечатление на пожилую женщину, и она предложила внуку познакомиться.

– Раньше было принято, что детей сватали с самого рождения, выбирали не конкретного человека, а семью, – говорит Юлия Бальбекова. – Это было не только у татар, но и у русских. Сейчас от этой традиции отходят, но с опытом понимаешь, что это разумно. Потому что хорошая семья даст своему ребенку правильное воспитание, образование, заложит мудрую оценку семейных ценностей. А если семья неполная или неблагополучная, что эти родители смогут дать ребенку? Конечно, если ему повезет, и будет благотворное влияние бабушки, учителя или другого взрослого, он сможет вырасти хорошим человеком. Но не факт, что этот человек на стороне попадется. Все-таки 90% жизненных ценностей в нас закладывает семья.

— А религия важна?

– Если моей сестре будет комфортно с русским, то почему нет? Конечно, где-то в глубине души мне бы хотелось, чтобы она выбрала татарина. В семейной жизни конфликты неизбежны, и различия на почве религии, национальностей – это еще один повод для недопонимания.

Даже сейчас традиции бывают важнее, чем любовь.

– Наш знакомый татарин хотел взять в жены казашку, – продолжает Юля. – Засватали невесту, назначили день бракосочетания. Но родители не смогли договориться, по чьим традициям проводить свадьбу, и пара рассталась.

Имя первому ребенку придумывают родители мужа.

– Мама, когда была беременна мною, несколько раз ездила «рожать» в Маляевку – за 45 километров от Волжского, – говорит Юлия. – Там жили папины родители. Но это были ложные роды, и ее отправляли обратно. Она не думала о своих неудобствах – у нас принято чтить старших, больше заботиться о комфорте и радости для старших родственников.

«Налог» на бедных

Татары, как и все мусульмане, отмечают Новый год по Хиджре – с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Согласно мусульманскому летоисчислению 14 октября этого года наступил 1437-й год. В этот день все татары посещают мечеть. В основном это прерогатива мужчин. Но по большим религиозным праздникам – Новый год, Курбан (праздник жертвоприношения), Рамазан (конец поста) и Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда) – женщины ходят в мечети и молятся в отдельном помещении.

– Каждый состоятельный мусульманин должен ежегодно отдавать закят – 1/40 часть своего имущества в пользу обездоленных. Но здесь есть много тонкостей, – подчеркивает Кадрия Бальбекова. – Его нельзя путать с обычным садака – добровольным пожертвованием, когда люди от души помогают друг другу деньгами или продуктами, независимо от вероисповедания или национальности. Даже ласковая улыбка одного человека другому, добрая мысль, посланная кому-то, также является садака. Каждый помогает нуждающимся людям по мере своей возможности. Закят и садака – виды поклонения, избавляющие сердце от скупости, пробуждающие в душах людей милосердие.

Из нерелигиозных наиболее массовый и популярный праздник – Сабантуй, название которого дословно переводится как «Праздник Плуга». Раньше его отмечали в апреле, перед началом весенних полевых работ, а сейчас празднуют в июне – по окончании сева. В этот день все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Одно из главных развлечений – национальная борьба курэш. Парни должны свалить друг друга, держась только за широкие пояса.

Сабантуй отмечают не только татары. Они приглашают всех соседей и друзей – русских, чувашей, башкир и прочих.

– Татары – одна из самых толерантных национальностей. Ни разу за последние 100 лет не было случая, чтобы татары стали инициаторами крупной драки, конфликта или войны. Мы живем в светском обществе, подчиняемся его законам, но пытаемся сохранить свою культуру, – заключает Кадрия Бальбекова.


На заметку

Рецепт чак-чака

В глубокую миску разбить три яйца и еще три желтка, добавить к ним щепотку сахара и соли, соду, гашеную уксусом, хорошенько смешать. Добавить к яичной смеси 300 граммов просеянной муки. Лучше делать это небольшими порциями – так тесто получится без комочков и хорошо замесится. Консистенция теста должна быть как на пельмени. Готовое тесто накрыть пищевой пленкой и оставить на 25–30 минут. После чего тонко раскатать и разрезать на тонкие, как лапша, палочки. Полоски небольшими порциями обжарить в кипящем масле. Чак-чак выложить на бумажные полотенца или салфетки, чтобы лишний жир стек.

700 г меда смешать с 0,7 ст. сахара и 0,7 ст. воды. Поставить вариться на огонь, постоянно помешивая. Если капля сиропа не растекается в холодной воде, значит он уже готов. Обсушенный чак-чак выложить на плоское блюдо и полить получившимся сиропом, постоянно помешивая и добавляя орехи и изюм.

Источник: volg.mk.ru

Подделись ссылкой

You must be logged in to post a comment Login