Татарское народное декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена язычества – 7-8 века. Искусство Волжкой Булгарии, Казанского ханства развивалось в русле исламского искусства, поэтому главенствующим стилем становится цветочно-растительный орнамент. Этот орнамент во всем многообразии и красоте проявил себя во многих видах татарского искусства – кожаной мозаике, вышивке, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии, ювелирном искусстве. Зооморфные мотивы были широко распространены в изданиях булгарских мастеров языческого и домонгольского времени, особенно в мелкой пластике в металле, кости.
На выставке представлены все основные виды декоративно-прикладного искусства татарского народа, отражающие культуру в русле русской, европейской культуры, и восточной, мусульманской – вышивка, ковроткачество, кожанная мозаика, ювелирное искусство, керамика, элементы традиционного татарского костюма. Кроме того, батик, гобелен, кожанное мозаичное панно – так же будут доступны Вашему взору.
На выставке представлены ювелирные изделия известного казанского мастера, лауреата Первого Всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства Равката Мухаметшина (1963). В своих произведениях художник возрождает традиции булгарского ювелирного искусства. В таких работах, как «булгарские уточки», ожерелье из желудевидных подвесок, плетеные гривна и браслет, показан высочайший уровень мастерства булгарского ювелирного искусства домонгльского периода, в котором техника гранулирования (зерни) достигла высочайшего расцвета и являлась своеобразным этнокультурным феноменом эпохи.
Также интересны реплики, относящиеся к ювелирному искусству XIX — качала XX вв» Особого внимания заслуживает сложное и многодельное украшение, характерное только для казанских татар и не имеющее аналогов у других народов под названием «яка чылбыры» (воротниковая цепь).
Автор: Аюпова Юлия