В музее изобразительных искусств Республики Татарстан проходит выставка «Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан»

Татарское народное декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена язычества – 7-8 века. Искусство Волжкой Булгарии, Казанского ханства развивалось в русле исламского искусства, поэтому главенствующим стилем становится цветочно-растительный орнамент. Этот орнамент во всем многообразии и красоте проявил себя во многих видах татарского искусства – кожаной мозаике, вышивке, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии, ювелирном искусстве. Зооморфные мотивы были широко распространены в изданиях булгарских мастеров языческого и домонгольского времени, особенно в мелкой пластике в металле, кости.

На выставке представлены все основные виды декоративно-прикладного искусства татарского народа, отражающие культуру в русле русской, европейской культуры, и восточной, мусульманской – вышивка, ковроткачество, кожанная мозаика, ювелирное искусство, керамика, элементы традиционного татарского костюма. Кроме того, батик, гобелен, кожанное мозаичное панно – так же будут доступны Вашему взору.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны юве­лир­ные из­де­лия из­вест­но­го ка­зан­ско­го ма­сте­ра, ла­у­ре­а­та Пер­во­го Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са ав­тор­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства Рав­ка­та Му­ха­мет­шина (1963). В сво­их про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ник воз­рож­да­ет тра­ди­ции бул­гар­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства. В та­ких ра­бо­тах, как «бул­гар­ские уточ­ки», оже­ре­лье из же­лу­де­вид­ных под­ве­сок, пле­те­ные грив­на и брас­лет, по­ка­зан вы­со­чай­ший уро­вень ма­стер­ства бул­гар­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства до­мон­гль­ско­го пе­ри­о­да, в ко­то­ром тех­ни­ка гра­ну­ли­ро­ва­ния (зер­ни) до­стиг­ла вы­со­чай­ше­го рас­цве­та и яв­ля­лась свое­об­раз­ным эт­но­куль­тур­ным фе­но­ме­ном эпо­хи.

Та­к­же ин­те­рес­ны ре­пли­ки, от­но­ся­щи­е­ся к юве­лир­но­му ис­кус­ству XIX — ка­ча­ла XX вв» Осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет слож­ное и мно­го­дель­ное укра­ше­ние, ха­рак­тер­ное толь­ко для ка­зан­ских та­тар и не име­ю­щее ана­ло­гов у дру­гих на­ро­дов под на­зва­ни­ем «яка чыл­бы­ры» (во­рот­ни­ко­вая цепь).

Автор: Аюпова Юлия

Добавить комментарий