Охрана репродуктивного здоровья школьниц – подростков

Актуальность  проблемы сохранения  репродуктивного потенциала девушек-подростков обусловлена существующими крайне негативными показателями количественного и качественного воспроизводства населения, ухудшающимися характеристиками здоровья детей и матерей.  Современные низкие уровни рождаемости объясняются не только социальными причинами, но и низкими репродуктивными возможностями современных женщин.

Репродуктивное здоровье женщины закладываются  в детском и подростковом возрасте. Сформировавшиеся показатели физического развития, осо­бенности периода полового созревания, перенесенные заболевания оказывают в дальнейшем существенное влияние на течение беременностей, родов, а нарушения полового развития и менструальной функции в пубертатном периоде  часто являются причинами ухудшений репродуктивной функции  и бесплодия.

Процесс формирования женского организма происходит, как правило, в период школьного обучения. Девушки-подростки большую часть времени проводят в образовательных учреждениях, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Многочисленными исследованиями доказано, что современный процесс  обучения в общеобразовательных учреждениях неблагоприятно  влияет на состояние здоровья обучающихся, причем сила влияния факторов внутришкольной среды и образа жизни к концу обучения возрастает в два раза по сравнению с началом обучения. Между тем, многие вопросы чрезвычайно сложного взаимодействия  различных факторов (в том числе «учебных», поведенческих)  и репродуктивного здоровья девушек-подростков остаются еще не до конца изученными. Необходимость их своевременного решения обусловливается интенсификацией процессов обучения, распространением в подростковой среде негативных форм репродуктивного поведения. В связи с этим актуальным  представляется изучение  взаимосвязи образовательного и культурного уровня, образа жизни отдельных социальных  групп девушек-подростков  и формирования у них репродуктивных установок, возможностей реализации репродуктивной функции.

Вышеизложенное убеждает в необходимости комплексного изучения особенностей формирования репродуктивного здоровья девушек-подростков, обучающихся в различных общеобразовательных учреждениях, факторов, определяющих нарушения в развитии женского организма для разработки подходов адекватной коррекции неблагоприятных  тенденций репродуктивного здоровья населения.

Нами были изучены стереотипы поведения девушек-подростков, уровень их знаний  в вопросах гигиены пола и  личной гигиены, дана оценка организации гигиенического полового воспитания девушек-учащихся, проведен анализ путей оптимизации этой важнейшей части работы по охране репродуктивного здоровья подростков. Проведенные исследования  позволили выявить достаточно низкий уровень гигиенической культуры девушек-учащихся различных образовательных учреждений, причем достоверно  более низкий в сельских районах.

Д.м.н, профессор, Мингазова Эльмира Нурисламовна

Добавить комментарий