Актуальность проблемы сохранения репродуктивного потенциала девушек-подростков обусловлена существующими крайне негативными показателями количественного и качественного воспроизводства населения, ухудшающимися характеристиками здоровья детей и матерей. Современные низкие уровни рождаемости объясняются не только социальными причинами, но и низкими репродуктивными возможностями современных женщин.
Репродуктивное здоровье женщины закладываются в детском и подростковом возрасте. Сформировавшиеся показатели физического развития, особенности периода полового созревания, перенесенные заболевания оказывают в дальнейшем существенное влияние на течение беременностей, родов, а нарушения полового развития и менструальной функции в пубертатном периоде часто являются причинами ухудшений репродуктивной функции и бесплодия.
Процесс формирования женского организма происходит, как правило, в период школьного обучения. Девушки-подростки большую часть времени проводят в образовательных учреждениях, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Многочисленными исследованиями доказано, что современный процесс обучения в общеобразовательных учреждениях неблагоприятно влияет на состояние здоровья обучающихся, причем сила влияния факторов внутришкольной среды и образа жизни к концу обучения возрастает в два раза по сравнению с началом обучения. Между тем, многие вопросы чрезвычайно сложного взаимодействия различных факторов (в том числе «учебных», поведенческих) и репродуктивного здоровья девушек-подростков остаются еще не до конца изученными. Необходимость их своевременного решения обусловливается интенсификацией процессов обучения, распространением в подростковой среде негативных форм репродуктивного поведения. В связи с этим актуальным представляется изучение взаимосвязи образовательного и культурного уровня, образа жизни отдельных социальных групп девушек-подростков и формирования у них репродуктивных установок, возможностей реализации репродуктивной функции.
Вышеизложенное убеждает в необходимости комплексного изучения особенностей формирования репродуктивного здоровья девушек-подростков, обучающихся в различных общеобразовательных учреждениях, факторов, определяющих нарушения в развитии женского организма для разработки подходов адекватной коррекции неблагоприятных тенденций репродуктивного здоровья населения.
Нами были изучены стереотипы поведения девушек-подростков, уровень их знаний в вопросах гигиены пола и личной гигиены, дана оценка организации гигиенического полового воспитания девушек-учащихся, проведен анализ путей оптимизации этой важнейшей части работы по охране репродуктивного здоровья подростков. Проведенные исследования позволили выявить достаточно низкий уровень гигиенической культуры девушек-учащихся различных образовательных учреждений, причем достоверно более низкий в сельских районах.
Д.м.н, профессор, Мингазова Эльмира Нурисламовна