Вячеслав Мизинов о реконструкции Бородино: «Почему-то навёртывались слезы умиленья, хотелось ударить кого-то из французов, особенно Наполеона»
Легендарное сражение, прошедшее 7 сентября 1812 года, реконструировали в музее-заповеднике «Бородинское поле». В масштабной реконструкции эпизодов генерального сражения приняли участие сотрудники и студенты нижнекамского филиала Казанского инновационного университета. О впечатлениях и событиях читайте в материале преподавателя Вячеслава Мизинова.
«Поездка состоялась. Передать впечатления довольно сложно, сложно с чем-то сравнить. Бородино – это как раз тот случай, когда надо один раз увидеть, нежели десять раз услышать. Тем не менее, я попытаюсь.
Если вы не участник реконструкции, то желательно обзавестись аутентичным костюмом. Он должен состыковываться с эпохой наполеоновских войн. Поверьте, вы не прогадаете. Во-первых, это, как правило, красиво, ну, или «прикольно». Во-вторых, это свобода передвижения – не в каждый лагерь реконструкторов можно войти в современном платье. В-третьих, все музеи для «ряженых» бесплатные. В-четвертых, выход на поле.
Тут нужно остановиться подробнее. Помимо участвующих непосредственно в реконструкции, обладатели очень похожих костюмов были приглашены для театрализованных действий. Так, наш преподаватель Ярослав Захаров, а по совместительству атаман Нижнекамского казачества, был приглашен генералом Ермоловым в ставку русских войск. Минимум, что даёт подобный костюм – это нахождение в буферной зоне вблизи происходящего, а это на 100-400 метров ближе, нежели для обычных зрителей.
Нашей молодежи выпала честь участия в подразделении литовских уланов. Кто помнит из истории, это именно то подразделение, в котором служила Надежда Дурова, усадьба музей которой находятся в городе Елабуга.
Начинается все с расселения. Реконструкторы живут так аутентично, что им не позавидуешь: ни фонарика, ни лампочки, спать на сене и под шинелями, даже для еды необходима деревянная, глиняная или оловянная посуда, подъем по трубе, прием пищи, тренировки. Только представьте: преподаватели МГУ, инженеры, бизнесмены, студенты и целых четыре англичанина, которые не «шпрехают» по-русски. Благо наш народ становится все образованнее и братья наши с туманного Альбиона не были обделены общением на всех уровнях владения английского языка.
День, предшествующий битве, день генеральной репетиции – почти представление немного затянутое и нудное. При репетиции можно всех увидеть и при желании пообщаться. При репетиции проверяется все: и как будут стрелять пушки, и как правильно пришиты пуговицы. При первом залпе мне стало неуютно и как-то напряженно, посмотрев на окружающих, оценил обстановку, осмелел, а минут через 15 даже стал рассматривать подробности этого действия. Понравилось, даже захотел быть артиллеристом: ни бежать, ни скакать не нужно. Через час я кардинально передумал – артиллеристы покатили свои пушки в размещение. На репетиции я рассмотрел и пофотографировал все, что меня интересовало, задал кучу вопросов, и на большинство получил вполне обстоятельные ответы.
Нам повезло познакомиться с прямым потомком Михаила Илларионовича – настоящим Кутузовым. Священник оказался занимательным собеседником. Рядом с нашим лагерем расположились, можно сказать, земляки – представители Башкирии… Количество полученной информации зашкаливало, через некоторое время уже не обращал внимания на гостей, а это были даже детские коллективы, приходящие на экскурсию.
День Бородинского сражения мне еще предстоит оценить, я его видел через объектив фото- и видеокамер, но момент, когда рядом проносится конница, палят пушки – этого уже не забыть. Главное – лица участников, в них, что-то волшебное, не забываемое, заставляющее тебя присоединиться к баталии, чтобы понять и вкусить…
От накатившего порой восторга захватывало дух, почему-то навертывались слезы, конечно слезы умиленья, хотелось ударить кого-то из французов, особенно Наполеона. Он сидел в каких-то ста метрах и ни разу не обернулся в нашу сторону. Ни одна лошадь не смела к нему приблизиться, особенно если он начинал улыбаться – бородинская магия. Хотелось быть там в гуще, но костюмчик уланский конюшенный дает только право на надежду. Вот пошью костюм князя Болконского, и генерал меня тоже пригласит в ставку».
Подробнее: http://www.e-nkama.ru/news/262/56949/
© Официальный сайт Нижнекамского муниципального района