Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа
11 июня в 14:00 в Центре «Эрмитаж-Казань» состоится открытие выставки Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа.
По крайней мере с ХVI века Италия рассматривается как земля обетованная для художников со всей Европы. Здесь творили мастера, ставшие образцами для подражания многим живописцам и скульпторам из Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Сначала это были Рафаэль и Микеланджело. В ХVII веке культурный обмен между художниками разных стран стал еще более тесным. Можно даже говорить о формировании общего направления, а затем и стиля, объединившего всю Европу. Сначала это был караваджизм, видную роль в развитии которого сыграли голландцы, французы и другие пришельцы с севера, затем барокко, в котором столь важную роль сыграл фламандец Питер Пауль Рубенс. Тогда же начинает складываться тип художника, приехавшего в Италию издалека и оставшегося здесь на всю жизнь (французы Никола Пуссен и Клод Лоррен, испанец Хусепе де Рибера, датчанин Бернард Кейлхау). Итальянская архитектура, природа, люди по-разному отражались в произведениях интернациональной компании живших в Италии художников. Одних мастеров, как прославленного «живописца руин» Гюбера Робера, больше привлекала величественная и таинственная еще античность. Другие, как Клод Верне или Франческо Дзуккарелли, больше интересовались вечной и неизменной природой, послужившей фоном для великих событий древности и настоящего времени. Третьи, как Джованни Паоло Панини, фиксировали современный облик итальянских городов с их великолепными дворцами и церквями, а также фонтанами и статуями. Наконец некоторые художники, как нидерландцы Иоаханнес Лингелбах и Ян Миль или экспрессивный генуэзец Алессандро Маньяско, находили интерес в изображении простых жителей Италии — на улицах, в портах, на рынке, а то и просто занятых своими повседневными делами. Кое-кто рассказывал истории из жизни итальянцев с оттенком анекдотичности или шутки, другие представляли бедных людей с глубоким сочувствием и сопереживанием. Не вызывает сомнений, что эти картины, столь разные, находили своих поклонников и коллекционеров. Их могли покупать не только итальянские дворяне, но и многочисленные иностранные купцы и путешественники, посещавшие Апеннинский полуостров.
Со второй половины XVII и особенно в XVIII веке совершить длительное путешествие по Италии с образовательными целями (Grand Tour) делается почти обязательным для «английских милордов», «французских графов» и «русских князей». Во время таких путешествий заказывались портреты, приобретались картины и скульптуры. При этом нередко произведения Рафаэля и Караваджо, привезенные из Италии, оказывались копиями или работами подражателей, а античные статуи – созданные современными скульпторами. Тем не менее, немногие коллекции, дошедшие до нас с XVIII века в своем первоначальном составе, представляют для исследователей совершенно особый интерес.
Естественно, что иностранные путешественники, покупая в Италии произведения искусства, контактировали со своими соотечественниками-художниками, совершенствовавшими здесь свое мастерство или остававшимися навсегда в благодатной стране. Такое переплетение разных традиций, вкусов, интересов создавало особое направление, которое должно было удовлетворять запросы путешественников.
В богатых коллекциях Государственного Эрмитажа, наряду с произведениями, покупавшимися царями, такими как Екатерина II или Николай I для своей собственной картинной галереи, немало картин и скульптур, которые происходят из частных собраний и были вывезены из Италии путешественниками. Выполненные подчас великолепными художниками, даже в собраниях царей (а ряд картин на выставке происходит из императорских дворцов), они располагались скорее в частных апартаментах, чем в парадных залах. Кроме эстетической ценности, они должны были пробуждать воспоминания о виденных городах и горах, равнинах и скалах, о голубом море и ласковом итальянском солнце.
Люди, покупавшие эти картины и скульптуры, уже давно ушли из жизни вместе с их впечатлениями и воспоминаниями, но сами произведения, некогда привлекшие их внимание, остались грядущим поколениям. И современный зритель, рассматривая виды итальянских городов, идеальные ландшафты, в которых время как бы остановилось, сценки из повседневной жизни, всегда может найти в них нечто, созвучное своим вкусам. Ему представит интерес, например, сравнить облик городской площади, изображенной на картине, с той площадью, которая существует ныне, отметив все происшедшие изменения. Он попытается угадать прототипы статуй, фонтанов, античных руин, подчас причудливо измененных по воле живописца. Он будет всматриваться в лица простых итальянцев, живших много лет назад, чтобы посочувствовать их заботам и разделить их радости. Представленные на выставке картины дают возможности для всего этого.
Экспонируемые картины дополняют бронзовые статуэтки, свидетельствующие о характерном для путешественников, особенно во второй половине XVIII века, интересе к античности. Они представляют собой уменьшенные копии со знаменитых древнеримских статуй.
Два зала выставки посвящены графическим видам Италии, которые в силу удобства перевозки и относительно небольшой стоимости были наиболее популярными предметами коллекционирования иностранных путешественников. Благодаря повышенному спросу именно в Италии XVIII века жанр ведуты, городского пейзажа, получил наибольшее развитие. Работы таких мастеров как Микеле Мариески и Джованни Баттиста Пиранези стали образцами для всеобщего подражания европейских художников. В XIX веке особенную популярность получили акварельные виды Италии. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо, раньше других начавшие работать на пленэре и предвосхитившие опыт барбизонцев и импрессионистов.
Хронологически произведения, представленные на выставке, охватывают три века (от 1650-х до 1960-х гг.). В результате создается немного пестрая, но привлекательная картина Италии.
Музей-заповедник «Казанский Кремль»
Центр «Эрмитаж-Казань»
Тел.: (843)567-80-32, 567-80-34