Руководитель центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка» дала оценку складывающейся экономической ситуации и свои прогнозы
Онлайн-конференция «Реального времени» с главным экспертом «Альфа-Банка» оказалась откровенной и иногда пугающей. Экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов и Наталья Орлова всего за час успели обсудить, как избрание нового американского президента отразится на ставке ФРС, почему не стоит в России бояться инфляции и девальвации, чем стагнация в сложившихся условиях лучше, на кого государство перекладывает свои социальные обязательства и многое другое.
«Если к власти приходит Трамп, это само по себе для рынков является шоком»
Онлайн-конференция «Реального времени» с Натальей Орловой, руководителем центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка» началась с темы, которая не сходит с экранов телевизоров — президентские выборы в США. Правда, экономического обозревателя «Реального времени» Альберта Бикбова интересовал вопрос последствий выборов для мировой и российской экономики. Дело в том, что от выбора того или иного кандидата во многом зависит дальнейшая стратегия Федеральной резервной системы.
По мнению Натальи Орловой, вне зависимости от того, кто станет президентом, и Хиллари Клинтон, и Дональду Трампа в экономической повестке придется считаться с мнением американского истеблишмента. Тем не менее ФРС, судя по всему, имеет два сценария действия. Как считает Орлова, ФРС настроено на повышение ставки в любом случае, но вопрос в сроках. «На рынке обсуждается, что если выигрывает Клинтон, то, безусловно, ФРС повышает ставку, потому что приход к власти Клинтон означает, что экономических потрясений ждать не стоит. Тогда ФРС действует по объявленному плану. Если приходит Трамп, это само по себе для рынков является шоком, потому что не очень понятно, чего ожидать от экономической политики США, и тогда ФРС должно будет повышение ставки отложить. Рынки будут напуганы, и дополнительный шок будет неуместен», — рассуждает Орлова.
В целом, по мнению гостя студии «Реального времени», сейчас у всех центробанков в мире стоит задача ужесточения монетарной политики, так как все центральные банки в последнее время очень снизили свои ставки, взяв на себя огромные риски. Регуляторы стараются ужесточить политику, чтобы предотвратить появление «пузырей» на рынках.
Почему не стоит боятся девальвации?
Как рассказала Наталья Орлова, сейчас гораздо большее беспокойство вызывают не действия ФРС, а другие факторы. Все развивающиеся рынки сами по себе находятся в сложном положении. Кроме того, на рынки большее влияние оказывают неожиданные опасности, возникающие время от времени: Brexit, сообщения о проблемах китайской экономики и т. д.
Тем не менее беспокойства по поводу возможной девальвации, обвала рубля сейчас потеряли актуальность, так как с 2014 года мы перешли к плавающему валютному курсу. Этот режим означает, что Центробанк не создает перекосов на валютном рынке, искусственно сдерживая курс и доводя впоследствии до резких изменений. В 2014 году ЦБ держал курс, сколько мог, но потом решил уйти, сохранив резервы. И это, по мнению эксперта, было правильным решением.
По мнению Орловой, сейчас на рынке наблюдается достаточно широкая волатильность курса рубля, но она держится вокруг фундаментального значения в 65 рублей за доллар. Прогноз же эксперта на конец года — 67 рублей к доллару.
«Сейчас то равновесие, которое мы видим, наименее затратно»
В ходе беседы аналитик «Альфа-Банка» отметила характерную особенность экономической политики. Традиционно стратегии импортозамещения соответствует фиксированный или таргетированный валютный курс. Это необходимо для того, чтобы завезти технологии, поддержать местного производителя. Однако в России при заявлениях о политике импортозамещения установлен плавающий курс валюты. Девальвацию 2014 года, по мнению Орловой, сейчас было бы целесообразно использовать для поддержки тех российских производителей, которые готовы выходить на экспорт.
Если мы не понимаем, хотим мы экспортировать или импортозамещать, тогда лучше сделать плавающий курс и хотя бы не тратить резервы
Однако реально в России не появилась повестка новых реформ и новой экономической политики: «Мы говорим об импортозамещении, но оно по факту: мы ввели контрсанкции, появилась ниша на рынке, но стратегия не появилась». Точно такую же тенденцию аналитик отмечает и в поддержке экспортноориентированных предприятий. Их деятельность поощряется, но фактически нет инфраструктуры их поддержки. Именно из-за отсутствия стратегических планов и структурных изменений в российской экономике ощущается стагнация.
Тем не менее, по словам Натальи Орловой, такую ситуацию нельзя назвать плохой: «Сейчас то равновесие, которое мы видим, наименее затратно для экономики. Это меньшее из зол. Если мы не понимаем, хотим мы экспортировать или импортозамещать, тогда лучше сделать плавающий курс, и хотя бы не тратить резервы». По мнению эксперта, определиться со стратегией в условиях, когда меняется весь мир, крайне тяжело.
«Есть понимание, что инфляционный сценарий недопустим»
В целом экономическую политику правительства РФ в последние два года Орлова называет прагматичной. Речь идет не только о сохранении Центробанком резервов, но и о бюджетной политике: зарплаты в госсекторе заморожены второй год подряд, заморожена индексация пенсий. Популистские комментарии не перерастают в экономические решения. Это показывает, что у руководства страны есть понимание, что инфляционный сценарий недопустим. Можно говорить о значениях инфляции: будут это пресловутые 4% или 6%, но повторение сценариев 90-х с гиперинфляцией невозможно.
Проблему бюджетного дефицита Орлова видит не в необоснованном увеличении расходной части, а в отсутствии роста экономики. Этот рост эксперт оценивает всего в 1%. В условиях стагнации бюджет не способен генерировать доходы.
Вся описываемая «стагнирующая» экономика и все те меры, которые принимают власти, по мнению эксперта, ведут к тому, что Россия достаточно долго может обойтись без глубоких потрясений, политика не создает опасности глубокого кризиса.
Компаниям и частным лицам нужно рассчитывать на себя
Однако такая политика приводит к тому, что реальные доходы населения падают. Если с начала 2000-х число россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума стабильно падало, то с 2014 года оно стало расти. При этом все информационные «вбросы» о повышении налогов или новых их формах, которые в последнее время то и дело происходят в СМИ, говорят, по мнению Орловой, о том, что государство часть своих забот о малоимущих гражданах будет фактически перекладывать на плечи среднего класса.
Тем не менее, эксперт отмечает, что за 15 «сытых» лет население смогло существенно улучшить свое материальное положение, накопить ресурсы и имущество.
Парадокс этого года, по мнению Орловой, заключается в том, что у людей, работающих в некоторых сегментах экономики, доходы стали восстанавливаться. Есть секторы, где быстро растут зарплаты. Речь идет о тех предприятиях, которые имеют валютные доходы, а также о тех отраслях, в которых наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов (например, в IT). Хотя в большинстве секторов зарплаты сжимаются. Особенно речь идет о госсекторе. В этих условиях Наталья Орлова говорит, что людям и частным компаниям необходимо рассчитывать на себя и двигаться, так как «у государства нет ресурсов сейчас реализовывать свои обещания».
Полная стенограмма online-конференции будет опубликована в ближайшее время.
Дмитрий Семягин, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
You must be logged in to post a comment Login