10 C
Казань
Понедельник, 25 мая, 2020
Домой Исторические хроники История Астраханских татар

История Астраханских татар

Астраханские татары,, этнотерриториальная группа татар. Живут в основном  в Астраханской обла­стиДелятся на юртовских и кундровских татар, карагашей (в прошлом выделяли ещё татар «трёх дворов» и татар «емешных»). Язык татарский. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. Наиболее древняя письменность тюркская рунника. Письменность с 10 в. по 1927 – на основе арабской графики, с 1928 по 1939 латиница, с 1939 – 40 – кирилица. В Татарстане предпринимаются попытки вернуться к латинской графике.  Верующие  астраханские татары  – мусульмане-сунниты. В этническом  формировании астраханских татар  приняли участие хазары, кипчаки, приазовские болгары, ногайцы, а также отатаренные таты, индийцы, средне-азиатские тюрки и др. В процессе консолидации астраханских татар определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после её распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Большое влияние на этнокультурное  развитие астраханские татары оказали поволжские и  приуральские татары, переселившиеся в 17 – нач. 20 вв. в Астраханскую губернию.  В конце 18 в. их доля в Астраханской губ, составляла 13.2%. в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, в нач. 20 в. превысила 1/3 общей численность татар, населения. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. астраханские татары вместе с поволжскими, приуральскими и сибирскими татарами образовали единую татарскую нацию.

(Примечания тюрколога-краеведа В.М. Викторина к книге Ш.К. Сиражетдинова “История села Ново-Булгары”)

Антропологический облик астраханских татар как впрочем и всех татар разнообразен, от северо-европеоидного (западно-финского) до монголоидного и как промежуточный уральский тип.

Основу традиционного хозяйства  составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных  районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. Господствовала залежно-переложная система земледелия с элементами паровой. Приоритетной культурой являлось просо; посевы пшеницы, ржи. овса были невелики. Практиковался обмолот снопов лошадьми, волами. В южных уездах края возделывались преимущественно бахчевые культуры (арбузы, дыни), практиковалось лиманное земледелие с естественным орошением, развивались также огородничество, садоводство и виноградарство. Ведущей отраслью хозяйсва  астраханских татар  являлось животноводство с элементами полукочевого скотоводства: лошади, овцы круглый год находились  на подножном корму, По поголовью быки (волы) и верблюды значительно превос­ходили численность лошадей, птицеводство у астраханских татар было развито слабо. Для населения, живущего в дельте Волги и прикаспийских районах, важное значение имело рыболовство — для одних как временное занятие, для других — как основной промысел. Рыбу и икру в основном сдавали перекупщикам в Астрахани или везли в Ставрополь, где обменивали на зерно, муку. Небольшая часть татар, населения края была занята в различных местных промыслах: по изготовлению лодок, добыче соли, обработке овчины, шерсти и т. п. Обедневшие татар, крестьяне нанимались батракам и  подёнщиками в своих или соседних русских и ногайских деревнях, уходили на заработки в прикаспийские рыбные тони, на бакинские нефте­промыслы.

Поселения (аулы)  застраивались по квартально-уличному типу, в основном  обширными усадьбами, предназначенными для проживания больших семей (до 20-25 чел.) и содержания большого поголовья скота. Состоя­тельные семьи на пастбищных землях нередко основывали хутора, где занимались обработкой продуктов животноводства, бахчеводством, торговлей с калмыками и т. д.  Наиболее архаичными формами жилых построек  астраханских татар являются временные жилища типа шалаша (хаша) на бахчах и пастбищах,  юрты (тирмә, карач өй, киез өй), приспособленные некогда для кочевой, а к началу  20 в. — полукочевой жизни карагашей и кундровских татар,  и полуземляночные летние и пост, жилища из камыша, обмазанного глиной. Астраханские татары обходились без амбаров, редко возводили клети, но повсеместно строили летние кухни, сооружали летние очаги (тышкы учак, казанлык), предназначенные для приготовления пищи в кот­лах. Карагаши для выпечки хлеба и приготов­ления пищи использовали тандыр.

      

 

Костюм татарки.

 2-я пол. 19 в 

 Семья астраханских татар.

 Худ. Муаие. 1838

Костюм карагашскои татарки.

 2-я пол.19в  

Из  собрания  Астраханского  ист.-архит.музеязаповедника

               

В зимних домах, возведённых из брёвен, для обогрева и приготовления пищи использовалась хлебопекарная печь (татар миче),  комбинированная с очагом и вмазанным над ним котлом. Основными  предметами внутренней  обстановки являлись: многофункциональные нары (сәке, тахтамбит), низкие столы (куна), дощатые полки, сундуки. Одновременно утилитарную и декоративную  роль выполняли тростниковые циновки (җикән, чаган). шерстяные и войлочные паласы, ковры, занавеси

(чаршау) и занавески әрлә), пологи (чыбылдых) для обрамления спальных мест, вышитые полотенца н др. У разных групп. сложились свои комплексы одежды и  украшений. Однако к кон. 19 – нач. 20 вв. этнокультурные различия сохранились преимущественно  в женском  костюме, головном уборах и украшениях. У карагашей бытовала ориги­нальная халатобразная верхняя  женская одежда с широкими рукавами (каптал) или без рукавов (казаки-каптал). Самым распространённым женским  убором был тастарный комплект, а девушки обычно повязывали голову двумя платками: концы нижнего распускали по спине, концы верхнего завязывали узлом на макушке. Свадебный убор карагашек состоял из волосинка — чепца (шлауш) либо покрыва­ла вроде кимешек. повязки — украшения (моезбек), составленного из множества металлических подвесок и спиралей, высокой цилиндрической матерчатой шапочки на плотной основе (саукеле), украшенной вы­шивкой и аппликацией, и тастара. Юртовским татаркам праздничным убором служила высокая шапка с кожаным верхом (кундуз). Астраханские татары носили сапожки (ату) из жёлтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументными оторочками. Узорные сапожки казанской  работы (ичиги), как н головные уборы казанских татар — бархатные калфаки, более ха­рактерны для городского костюма рубежа 19-20 вв. Традиционный костюм астраханских татар дополняли многочисленные, в основном металлические, украшения. Но сравнению с поволжско – приуральскими та­тарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные ук­рашения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения и др.), но и традиции использования одних и тех же предметов. Напр., кольцевые серьги служили и как украшение для лица (носовые кольца): накосные украшения были принадлежностью ис­ключительно девичьего костюма: матерча­тые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались и в женских, и в мужских костюмах.

Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз у них известный под названием «әмәл»; отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили раз­личные состязания (конные скачки, борьба и др.). Потомки переселенцев – мишарей отме­чали весенний праздник «Кызыл йомырка» («Красное яйцо»), приуроченный к перво­му дню Пасхи, а осенью после сбора и продажи арбузов устраивали праздник под названием «Зыярат бәйрәме» («Кладбищенский праздник»): мужчины приходили на кладбище для коллективной молитвы (зыярат намазы), затем в деревне устраивались коллективная трапеза, состязания — конные скачки, борьба, стрельба из ружей, бег в мешках и т. п., пели песни, играли на гармони (саз), скрипке (нахра). домбре, били в бубен и плясали; молодёжь водила хороводы. Употребляли большое количество мяса, особенно баранины, рыбу, продукты бахчеводства. К празднич­ному столу часто подавали плов и различ­ную выпечку из теста. В прошлом астраханские татары предпочитали заключать брачные союзы внутри своих этнических групп. Структура свадебной обрядности, включа­ющая пред- и послесвадебные ритуалы и соб­ственно свадьбу, была в целом единой. Одна­ко существовали свадебные традиции, отли­чающие этнические группы или объединяющих некоторые из них. У карагашей выкуп за неве­сту был значительно больше, чем в других груп­пах, «постельный» обряд (первая брачная ночь) они обычно устраивали в специально изготовленной отцом невесты свадебной юр­те из белого войлока (ургә, карачуй). У кундровских и юртовских татар существовал ри­туал целования новобрачной рук родственников мужа: только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом (ногай бәлеше). У юртовских татар, как и у средневолжских, бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа (перепрыгивание через костер и т. п.

В советское время традиционная культура и хозяйство астраханских татар претерпели большие изменения. Начиная с 1930-х гг., особенно в 1960-80-х гг., астраханские татары подвергались усиленной русификации. Определенные изменения в бытовой культуре астраханских татар были связаны с процессом урбанизации. В 1990-е гг. этнокультурные традиции астраханских татар  начали постепенно возрождаться.

 

«Татарская энциклопедия» том 1 стр 212-213

источник: http://xacitarxan.narod.ru/astat.htm

 

Самый популярный

МУФТИЙ РУШАН АББЯСОВ ПОЗДРАВИЛ С ПРАЗДНИКОМ ИД АЛЬ-ФИТР (УРАЗА-БАЙРАМ)

Первый заместитель Председателя Совета муфтиев России, Председатель духовного управления мусульман Московской области Муфтий Рушан Аббясов поздравил единоверцев со светлым праздником Ид аль-Фитр (Ураза-байрам)   источник:http://dummo.ru/home/events/4249-muftij-rushan-abbyasov-pozdravil-edinovertsev-s-prazdnikom-id-al-fitr-uraza-bajram

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин в формате Live провел Ураза-байрам в Галиевской мечети Казани

Сегодня, в 1-ый день месяца Шавваль (24 мая), мусульмане отмечают один из величайших праздников в исламе – Ид аль-Фитр, или Ураза-байрам, знаменующий окончание поста...

Верховный муфтий России поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам

В связи с коронавирусом все богослужения проходят в режиме онлайн Верховный муфтий отметил, что в это нелегкое время жители страны держатся очень стойко Фото: vk.com / talgattadguddin Верховный...

Поздравление Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова с праздником Ураза-байрам

Уважаемые мусульмане Республики Башкортостан! Сердечно поздравляю вас с окончанием священного месяца Рамазан и праздником Ураза-байрам! В этом году праздничные торжества вынужденно проходят в особом формате, связанном...

свежие записи

МУФТИЙ РУШАН АББЯСОВ ПОЗДРАВИЛ С ПРАЗДНИКОМ ИД АЛЬ-ФИТР (УРАЗА-БАЙРАМ)

Первый заместитель Председателя Совета муфтиев России, Председатель духовного управления мусульман Московской области Муфтий Рушан Аббясов поздравил единоверцев со светлым праздником Ид аль-Фитр (Ураза-байрам)   источник:http://dummo.ru/home/events/4249-muftij-rushan-abbyasov-pozdravil-edinovertsev-s-prazdnikom-id-al-fitr-uraza-bajram

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин в формате Live провел Ураза-байрам в Галиевской мечети Казани

Сегодня, в 1-ый день месяца Шавваль (24 мая), мусульмане отмечают один из величайших праздников в исламе – Ид аль-Фитр, или Ураза-байрам, знаменующий окончание поста...

Верховный муфтий России поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам

В связи с коронавирусом все богослужения проходят в режиме онлайн Верховный муфтий отметил, что в это нелегкое время жители страны держатся очень стойко Фото: vk.com / talgattadguddin Верховный...

Поздравление Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова с праздником Ураза-байрам

Уважаемые мусульмане Республики Башкортостан! Сердечно поздравляю вас с окончанием священного месяца Рамазан и праздником Ураза-байрам! В этом году праздничные торжества вынужденно проходят в особом формате, связанном...