Окна в Россию. Шедевры семи поколений

Ингосстрах(1)

 

В Нижегородском кремле открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений»

 8 сентября 2017 года в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», в рамках которой представлено около 50 живописных и графических работ из собраний Государственной Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства.

«Окна в Россию. Шедевры семи поколений» – проект федерального масштаба, реализованный компанией «Ингосстрах» в честь своего 70-летнего юбилея, совместно с Третьяковской галереей и Институтом русского реалистического искусства (ИРРИ). Передвижная выставка совершит турне по семи городам – от Калининграда до Владивостока. Экспозиция предлагает зрителю отправиться в увлекательное путешествие – открыть окно в Россию, погрузиться в историю нашей Родины. Эта тема многослойная и интригующая. Окно из века в век, окно в мастерской художника, окно с видами русских пейзажей, окно в новом доме и вид из окна традиционной деревенской избы, вид из окна поезда или автомобиля. Окно – как погружение  в искусство, в мир художника, в саму живопись.  Вход на все выставки свободный.

Ингосстрах(2)

Нижний Новгород стал третьим городом, принимающим проект. В июле выставка была открыта в Калининграде, в августе состоялась премьера мультимедийного спектакля «Окна в Россию» в Сочи. До конца года выставки пройдут в Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке. В Санкт-Петербурге и Москве будут представлены специальные проекты, также посвященные искусству XX века.

 

В состав выставки в Нижнем Новгороде вошли такие знаменитые работы из собрания Третьяковской галереи, как «Утро» Татьяны Яблонской (1954), «На балконе» Александра Дейнеки (1931), «Окно» Юрия Пименова (1977), «В поезде» Александра Лабаса (1936). Кроме того, посетители увидят произведения из собрания ИРРИ – полотна Сергея Герасимова, Георгия Нисского, Алексея Грицая, Виктора Попкова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Георгия Савицкого и многих других. Среди экспонатов из коллекции ИРРИ, включенных в состав выставки для экспонирования в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) – «Портрет артистки балета Усовой» художника Евгения Фролова, прозванного «нижегородским голландцем». Также в выставке участвует работа Вячеслава Жемерикина – художника, чья творческая судьба также была тесно связана с Нижним Новгородом. Его картина «Дежурная Надя» (1976, ИРРИ) входит в известный цикл «Мы на БАМе». Выставка, занявшая пять залов музея, была инсталлирована по оригинальному архитектурному проекту, разработанному специально для НГХМ.

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский, министр культуры Нижегородской области Сергей Горин и заместитель министра образования Нижегородской области Елена Родионова. На мероприятии также присутствовали хранитель Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская, арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова, директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков.

«Идея отметить 70-летний юбилей «Ингосстраха» именно таким образом казалась довольно неожиданной, но сейчас мы видим, что это решение было правильным, – отметил генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков в ходе своего выступления на церемонии открытия выставки. – Мы очень довольны тем, как развивается проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», двигаясь от города к городу, как он приобретает новые формы. В каждом городе выставка открывается с новых сторон, становится уникальной. И Нижний Новгород не является исключением, в выставке в Нижегородском художественном музее есть особенная эстетика, и я надеюсь, что она станет основой для будущих проектов».

«Выставку открывает картина Татьяны Яблонской «Утро», – комментирует хранитель Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская. – На этом произведении выросло не одно поколение, многие знают картину из школьных учебников. Мы поместили ее в начало экспозиции, поскольку редкое произведение несет в себе такой заряд бодрости, энергии, жизнелюбия, оптимизма и искренности».

«Мы благодарны компании «Ингосстрах» за организацию такого замечательного проекта, как «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Выставка подарила нам не только окно в Россию, но и окно в детство, а именно — возможность увидеть шедевры, по которым мы писали в школе сочинения, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский. – В выставке, наравне с картинами из ГТГ и ИРРИ, представлены работы из фондов Нижегородского художественного музея – полотна Юрия Пименова и Александра Лактионова. Это чрезвычайно важно для дальнейшего развития межмузейного сотрудничества и прекрасный шанс для посетителей увидеть работы из богатейших запасников НГХМ».

«Эта выставка объединяет лучшие работы из собраний трех музеев. Для каждого города в рамках одной концепции мы создаем совершенно неповторимую выставку не только по составу произведений, но и по художественному оформлению пространства. Для нас также принципиально важно, чтобы зрители не только получали эстетическое удовольствие от просмотра, но и узнавали больше об искусстве XX века. В каждом городе показ сопровождается серьезной образовательной программой, и Нижний Новгород – не исключение», –  говорит арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова.

«Организаторы выставки не просто показывают шедевры российского и советского искусства, они делают это профессионально и стильно, – отметил генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин. – Проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» стал частью культурной жизни Нижнего Новгорода, и мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы продолжить реализацию проектов такого высокого уровня».

Все предметы экспозиции в Нижнем Новгороде находятся под защитой «Ингосстраха», страховое покрытие предполагает ответственность за все риски.

 

Выставка открыта для посещения с 8 сентября по 15 октября 2017 года. Время работы: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 18:00, четверг: с 12:00 до 20:00. Вход свободный. Адрес: Кремль, корпус 3.

Лекции и мастер-классы проведут специалисты Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и Нижегородского художественного музея. Все образовательные мероприятия бесплатные. Для участия в экскурсиях, лекциях и мастер-классах необходима предварительная запись. Расписание и регистрация – на 70.ingos.ru.

 7 шедевров выставки «Окна в Россию. Шедевры семи поколений»

 

Татьяна Ниловна Яблонская

Утро. 1954

Холст, масло. 169 × 110 см

Государственная Третьяковская галерея

 

Работа «Утро» — не только самая известная работа Татьяны Яблонской, но и одна из самых популярных советских картин. Её репродукции неоднократно появлялись в журналах, газетах и даже в учебниках русского языка и литературы. К слову, по этой картине школьники продолжают писать сочинения и сегодня. Сюжет работы действительно располагает к рассказу о ней. Девочка делает зарядку в просторной и светлой комнате, на стуле — школьная форма и пионерский галстук. Это старшая дочь Татьяны Яблонской Елена, художник и иллюстратор детских

книг. Комната с высокими потолками находилась в Киеве, в доме на углу улиц Саксаганского и Красноармейской. Здесь автор работы жила со своим первым мужем, художником Сергеем Отрощенко. Необычную расписную посуду, которую вы видите на картине, Яблонская привезла из многочисленных командировок и путешествий. Страстный любитель декоративно-прикладного искусства, художник собрала внушительную коллекцию предметов из разных стран мира.

 

cid:image002.png@01D32B01.8BB4CD00Александр Аркадьевич Лабас

В поезде. 1934

Холст, масло. 66 х 87 см

Государственная Третьяковская галерея

 

Александр Лабас принадлежит к поколению художников-новаторов, стремившихся запечатлеть становление механизированного мира. Лабас относится к привычным для современного человека явлениям как к чуду: движение машин и поездов, стремительность рассекающих небо самолётов он превозносит до состояния поэзии. Работа «В поезде» не является исключением. Скорость поезда осязаема. Художник размывает пейзаж, делает абстрактными фигуры пассажиров. Пренебрегая техническими подробностями, Лабас ищет точный ритм движения, стремится передать с помощью живописи ощущения бешеных скоростей, от которых захватывает дух.

Александр Александрович Дейнека

Восстановление Ростсельмаша. Конец 1940-х

Бумага, карандаш, гуашь. 57,5 × 48,5 см

Институт русского реалистического искусства

 

Дейнека активно участвовал в художественной жизни молодой Страны Советов начиная с 1920‑х годов. Его картины в полной мере отражают поэтику Общества художников-станковистов, у истоков которого стоял Дейнека. Его живопись соответствует пафосу раннего этапа советской истории, её наглядные лозунги и призывы. Радость по поводу торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле — всё это полно и достоверно отразилось в произведениях художника и прошло через всё его творчество. Эта графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Завод начал свою работу уже через 10 дней после освобождения города, а к ноябрю 1948 Ростсельмаш был полностью восстановлен. Сегодня он занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.

Юрий Иванович Пименов

Окно. 1977

Холст, масло. 70 × 70 см

Государственная Третьяковская галерее

 

«Тема, которую я называю “Новые кварталы”, для меня была многие годы и остается теперь очень привлекательной. Даже не потому, что это очень архитектурно прекрасно. Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня — это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых хороших свежих домов»,— говорил Юрий Пименов. Художник с энтузиазмом воспринял активное расширение городов. Друзья и близкие художника рассказывали, что он любил часами гулять среди строящихся кварталов. Эта страсть к новизне сохранилась у художника

до конца жизни. Свидетельство тому — картина «Окно». В её композиции прочитывается влияние опыта работы Пименова художником кино и театра, а также его увлечение русским авангардом в 1920-е годы. Так преломляющийся в окне башенный кран напоминает эффектный кадр из авангардных фильмов Дзиги Вертова.

Евгений Алексеевич Фролов

Портрет артистки балета Усовой. 1985

Холст, масло. 85 × 65 см

Институт русского реалистического искусства

 

Евгений Фролов был прозван «нижегородским голландцем» — в 1990-е и 2000-е годы художник создавал работы в духе классической академической традиции западноевропейской живописи. На этом портрете изображена балерина Усова — сестра жены художника. Фролов написал балерину у раскрытого окна, в котором можно рассмотреть городской пейзаж с идеализированной архитектурой. В этой параллели прослеживается влияние эпохи романтизма, когда природа и модель на картине существуют в гармонии друг с другом.

Александр Иванович Лактионов

Портрет Ивана Ивановича Ильяшева. 1937

Холст, масло. 121 × 90,7 см

Нижегородский государственный художественный музей

 

На этом портрете Лактионов изобразил своего земляка и дальнего родственника — ростовского юриста Ивана Ивановича Ильяшева. Супруга Ильяшева, Татьяна Никифоровна, приходилась художнику тётей. Эта связь с художником однажды спасла Ильяшеву жизнь. Во время оккупации Ростова фашистскими войсками он, по словам соседей, работал переводчиком в немецкой комендатуре. Сейчас уже трудно понять, был ли этот донос ложным — зажиточные Ильяшевы держались особняком от своих соседей по дому № 36 на Социалистической улице, в котором жила семья, однако после освобождения Ростова Иван Иванович предстал перед судом. Благодаря заступничеству Лактионова, чья работа «Письмо с фронта» тогда была известна на всю страну, расстрел заменили ссылкой в Красноярский край. О дальнейшей жизни Ильяшева после возвращения в Ростов известно, что он преподавал в Ростовском институте народного хозяйства.

Виктор Ефимович Попков

Миша с виноградом. 1972

Картон, масло. 34 × 41,7 см

Институт русского реалистического искусства

 

Герой этой картины Миша — племянник Виктора Попкова. Он уже появлялся в работах художника, в частности, в его известнейшем полотне «Семья Болотовых» (1968, Государственная Третьяковская галерея) вместе со своим папой Николаем и мамой Тамарой — сестрой Попкова. Кстати, её портрет вы также можете увидеть в окне на работе «Миша с виноградом».

Государственная Третьяковская галерея – крупнейший музей национального искусства в России, один из самых посещаемых в стране. История Галереи восходит к 1856 году. В настоящее время более 180 000 экспонатов Галереи представляют всю панораму русского искусства XI–XXI веков. Основные цели Третьяковской галереи – исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России; формировать российскую культурную идентичность, привлекая внимание общества к той важной роли, которую играют в ней искусство в целом и коллекция в частности. Продолжать дело Павла Михайловича Третьякова, знакомя жителей страны с отечественным художественным наследием; делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства. Телефон: +7 (495) 957-07-27; tretyakov@tretyakov.ru.

 Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) – частный проект, возрождающий общественные традиции российского меценатства. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года. Собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века. Три этажа выставочного пространства общей площадью 4500 квадратных метров, представляют зрителям экспозицию почти 400 произведений русского и советского искусства. Институт занимает один из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики, расположенной в Замоскворечье напротив Новоспасского монастыря. После перепланировки и реставрации стен здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима. Телефон: +7 (495) 276-12-12; www.rusrealart.ru

 Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Собрание НГХМ насчитывает более 12 000 музейных предметов. Оно включает коллекции русского, западноевропейского и восточного искусства. Среди экспонатов музея находятся произведения, имеющие национальное и мировое значение. Наиболее полный и представительный раздел музейного собрания – коллекция русского искусства, охватывающая практически все виды изобразительного творчества (иконопись, живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство), а также все периоды развития национальной культуры, начиная от древнерусских памятников XIV-XVII вв., произведений отечественных художников XVIII — XX веков до работ современных мастеров. Телефон: +7 (831) 439 13 73; www.artmuseumnn.ru.

 СПАО «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года, занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний.

«Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней, установленные ст.32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную деятельность. Компания присутствует в 149 населенных пунктах РФ. Представительства и дочерние компании страховщика работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

 

Подделись ссылкой

You must be logged in to post a comment Login