Женщины великих художников

Нередко успешная карьера художников складывалась именно благодаря женщинам. Всем известно, что художники не только ранимые люди, но и чувственные, постоянно нуждающиеся в красоте, любви и своей музе.

Своих вдохновительниц мастера увековечивали на полотнах, подчеркивая их красоту, нежность и величественность.

Сейчас эти красавицы признаны шедеврами художественной культуры и украшают стены музеев. А когда-то они были обычными женщинами, сумевшими вдохновить своих мужчин и прославить их мастерство своей красотой.

***

Одним из самых известных союзов художника со своей музой стал союз Сальвадора и Галы Дали. Их пара является настоящим примером для других во всех смыслах.

Невозможно представить творчество художника без этой женщины.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег» – написал он на одной из своих картин.

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но художник утверждал, что узнал свою музу гораздо раньше, еще в первом классе. Друг подарил ему авторучку, где внутри стеклянного шарика была изображена женщина в пушистой шубке.

Позже Дали вспоминал:

«В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения… Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался — это была она».

На момент их знакомства, Гала уже была замужем за поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Пара была приглашена к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали.

Хозяин хотел встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани.

Но будучи еще незамеченным, увидел гостью и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес.

«Я сразу поняла, что он — гений», — позже писала Гала.

Спустя три года она ушла от мужа и переехала к Дали, в тот же год они поженились.

Дали и Гала стали идеальной парой. Взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений, с целым списком фобий и рассудочная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так:

«Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

 Это она помогла Дали стать символом эпохи, это она создала целую империю вокруг его имени.

***

Однако история Сальвадора и Галы Дали отнюдь не единичный случай. Начиная с эпохи Возрождения, художники были заняты поиском своей музы, своего идеала и живописного образа.

Парадоксально, но зачастую свой идеал художники находили в девушках не самого высокого положения и происхождения.

Считается, что Рафаэль Санти выкупил свою возлюбленную у отца-булочника всего за 3 000 золотых. Несмотря на свое положение в обществе, он не пренебрег её происхождением. Однако известно, что Форнарина не отличалась верностью к Рафаэлю, изменяла ему как с богатыми заказчиками, так и с учениками художника.

Впрочем, возможно Форнарина являлась для Рафаэля воплощением идеала и красоты, ведь художник прожил с ней 12 лет, вплоть до самой смерти. А лицо Форнарины легло в основу многочисленных картин, в том числе мадонн.

***

Другой величайший художник эпохи Возрождения — Тициан Вечеллио – был влюблен в юную девушку своего товарища Виоланту. Отец Виоланты был не рад этому союзу из-за большой разницы в возрасте, поэтому любовная история у них не получилась. Но, не смотря на это, девушка часто ходила к художнику тайком от отца, а Тициан, в свою очередь, запечатлел её на своих картинах.

***

Виоланта была не единственной возлюбленной Тициана. Позже он женился на обычной девушке, которая помогала ему по хозяйству. От Чечилии у Тициана родилось трое детей, однако после смерти третьего ребенка, умерла и жена. Долгое время Тициан скорбел и не заводил никаких романов, а спустя 5 лет знакомые начали замечать девушку, часто наведавшуюся к нему в гости. Вскоре из -под кисти Тициана начали выходить полотна с её изображением.

***

Еще одним широко известным романом XIX века стал союз Франциско Гойя с герцогиней Альбой.

Здесь важно вспомнить первую жену художника. Гойя впервые познакомился с сестрой своего давнего друга. Их пылкая и страстная любовь привела к беременности Жозефины. Франциску пришлось жениться на Жозефине, хотя он совсем не хотел связывать себя узами брака.

Гойя никогда не отличался супружеской верностью. Бесчисленных романов было так много, что художник даже не помнил имен любовниц. Покоряя сердца дам из высшего общества и бедных простушек, он, казалось, получал полное и истинное удовольствие.

В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечные споры среди врачей, исследующих его болезнь. Полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.

Около двух месяцев Гойя неподвижно лежал, затем у него восстановилось зрение, и он впервые за долгие недели страданий смог подняться на ноги и пойти. Но, несмотря на то, что слух был потерян навсегда, художник опять вернулся к своей прежней разгульной жизни.

Продолжалось это до тех пор, пока в жизни мастера не появилась юная герцогиня Альба, которой на момент знакомства было 20 лет. Альба стала самой желанной женщиной в жизни Франциско и самой роковой музой в его судьбе. Она была высокомерна, красива, женственна и чувственна. Художник говорил о ней:

«О, наконец, теперь я знаю, что значит жить!»

Все годы их страстного романа Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о её многочисленных порочных связях.

Летом 1802 года Каэтанья Альба собрала гостей в своём мадридском дворце Буэна Виста и после ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую Гойи, которая была устроена тут же во дворце. Она водила приглашённых по залам и беспрестанно говорила. Поведение герцогини было настолько странным, что гости пребывали в растерянности. Рассказывая о красках, использующихся в живописи, Альба делала акцент на самых ядовитых из них, маленькая капля которых представляла собой смертельный яд. Прерывая рассказ, она шутила о смерти.

Когда вечер закончился и все разъехались, Гойя вернулся домой, но не мог заснуть до утра: он не раз слышал от любовницы о её желании умереть молодой, не дожив до старости. Подозрения подтвердились утром — герцогиню нашли мёртвой.

Причина смерти Каэтаньи до сих пор остаётся загадкой. Одни полагают, что Альба сама приняла яд. Другие уверены в насильственной смерти: в этом были заинтересованы многие, в том числе и королева Мария-Луиза, которая считала герцогиню своей соперницей, ненавидела её и желала ей смерти.

Десять лет прошло после смерти любимой Каэтаньи, а Гойя так до конца и не смог успокоить страдающее сердце.

Однако, несмотря на свою репутацию легкомысленной женщины, именно протекция герцогини открыла Гойю путь в высшие круги испанского общества, а он в свою очередь, открыл ей путь в вечность, запечатлев ее образ в своей живописи.

***

Русские художники тоже искали вдохновения у красивых дам. Графиня Самойлова Юлия Павловна стала любимой музой и покровительницей известного художника Карла Брюллова.

Познакомились они в Риме, в 1827 году, и между ними сразу завязались отношения. Именно с ней он поехал в Помпеи, где родился замысел великой картины «Последний день Помпеи».

Самойлова познакомила Брюллова со многими влиятельными людьми, благодаря чему он стал одним из самых популярных художников того времени.

На картине «Последний день Помпеи» графиня изображения три раза — с кувшином на голове, упавшей на землю и виде матери с двумя детьми.

Брюлов и Самойлова не были женаты. Отношения Самойловой и Брюллова даже в «русской Италии», известной своими свободными нравами  вызывали удивление. Они были вроде бы вместе, и при этом на личную свободу друг друга никто из них не посягал.

Находясь в разлуке с Брюлловым, Юлия Павловна встречалась с другими мужчинами, что не вызывало ревности у художника, да и сама она без всякой ревности интересовалась его увлечениями.

«Скажи мне, где живешь и кого любишь? Нану или другую? — спрашивала она в письме. — Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня есть счастие с тобой беседовать, хоть и пером».

Но пока они находились в разлуке, Карла Брюллов неожиданно увлекся юной красавицей Эмилией Тимм. Вскоре, пойдя на поводу её родителей, они поженились. Первые недели семейной жизни прошли мирно, но уже 8 марта Карл потребовал развода. Оказалось, что любовником Эмилии Тимм был её собственный отец – Федер Тимм.

Юлия Самойлова, спешно приехавшая из Италии, застала Брюллова в состоянии, близком к самоубийству, но сумела выходить его.

Она сообщила, что выходит замуж. Художник упросил ее вновь позировать и написал для нее картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала» — подарок к ее свадьбе.

С Брюлловым она больше не встречалась, хотя тот тоже вскоре приехал в Италию. 23 июня 1852 года художник скончался в местечке Марчано неподалеку от Рима и был похоронен на кладбище Монте-Тестаччо.

Юлия Самойлова была в тот момент в Париже и не поехала проводить друга в последний путь. Отправила брату Карла, Александру Брюллову, письмо с коротким соболезнованием о смерти «дорогого и оплакиваемого Бришки, которого я так любила и которым я восхищаюсь как одним из величайших когда-либо существовавших гениев».

О том, что она продолжала его любить, знакомые судили по тому, что, даже потеряв все свое состояние и распродав все коллекции, Юлия Павловна не пожелала расстаться только с работами Брюллова.

Друзья Самойловой утверждали, что Брюллов и графиня переписывались вплоть до последних дней жизни художника. Однако письма эти не сохранились.

***

Амедео Модильяни, известный  итальянский живописец, который выбрал главной музой своей живописи — Жанну Эбютерн.

Познакомился он с Жанной весной 1917 года. Девушке только что исполнилось 19 лет, Амедео было тридцать три.

Он не смог устоять перед её красотой — она была удивительно сложена и красива. Кожа ее была необыкновенно белой, а лицо обрамляли густые каштановые волосы с медным отливом.

С Жанной они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Две голые пустые комнаты, выкрашенные оранжевой краской. Денег катастрофически не хватало.

Модильяни она любила действительно самозабвенно, но полностью отвратить от пагубных пристрастий к алкоголю и наркотикам не смогла. Ничего нельзя было сделать и с хроническим туберкулезом великого художника, который стоил ему жизни. Она была его ангелом-хранителем и его музой – именно ей посвящено самое большое количество полотен и рисунков. Ни до встречи с Модильяни, ни после начала совместной жизни Жанна больше никому не позировала.

Двадцать девятого ноября 1918 года у Жанны родилась дочь. Ее тоже назвали Жанной (Джованной).

Впервые за долгие месяцы Модильяни сказал, вернее, написал матери:

«Очень счастлив».

22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. Существует легенда, которая повествует о том, что перед смертью Модильяни позвал жену последовать за ним и в смерти, «чтобы быть в раю вместе с любимой натурщицей и вкусить с ней вечное счастье».

Вообще, имя Жанны Эбютерн неотделимо от имени Амедео Модильяни, и как это ни удивительно и ни печально, связана она с ним в большей степени не своей жизнью, а своей смертью. Общеизвестный факт, что Жанна Эбютерн покончила с собой через день после смерти Модильяни и покоится с ним в одной могиле. Ей не было и 22 лет.

Модильяни умер 24 января 1920 года , Жанна долго сидела молча, прислонившись лбом к оконному стеклу. На следующий день после смерти художника, в 4 часа утра она выбросилась из окна шестого этажа.

***

Жизнь художников, как и многих творческих людей, переполнена событиями, эмоциями и трагедиями. Нам никогда не разгадать, почему гении искусства выбирали своими избранницами ту или иную женщину. И все, что остается современному ценителю искусства – это лишь созерцать гениальные творения потрясающих художников, восхищаясь их талантом.

Буранова Ксения

Подделись ссылкой

You must be logged in to post a comment Login